Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Живая вечность

Проблемы современного неказённого Православия

Я десять лет как священник негосударственной Церкви. Поскольку я ещё и публичный человек – интернет, радио – ко мне часто обращаются люди в таком же положении. Я многое знаю о жизни этой среды. И главная беда – среды нет. В этом смысле негосударственные православные грешны ровно тем же, чем и государственные – нет настоящего взаимного общения, ради которого, собственно, и Распятие, и Воскресение. Нет Церкви как общности. Большинство священников, ушедших из Московской Патриархии, попросту нигде не служат. А ведь не сотни – тысячи. Соединились бы – была бы сила. А так – бессилие, как и внутри Патриархии коммуникативное бессилие, которое и пытаются компенсировать насилием, государственным и клерикальным насилием.

Знаю «катакомбного» священника, который стал епископом, как он сам объяснял, «чтобы ни от кого не зависеть». Мечта казённого человека! Казёнщина есть тяжёлая зависимость, но освобождение от казёнщины – не в независимости, а в коммуникации, в раскрытии себя для другого. Можно назвать это «белой зависимостью», но вообще-то это любовь.

Занудство и легковесность у священника могут проявляться как обрядоверие и, напротив, как экономия на обряде. Когда человек заявляет: а вот первые христиане вообще были без кадил и без ветрил, вот и мы – соберёмся в воскресенье, чаю попьём, слова Иисуса процитируем, причастимся минут за пять и будем жить дальше. Ну смешно среди советского интерьера малогабаритной хрущобы в парчовой ризе с кадилом цельный час по церковно-славянски молиться!

Плохо не обрядоверие или экономия на обряде. Плоха непоследовательность. Если обрядовер последователен, так что в нравственной жизни он так же скрупулёзен – честь ему и хвала! Только что-то незаметно таких. Осудить эту непоследовательность нельзя – она уже в Евангелии осуждена. Омывают чашку снаружи, а внутри – толстый коричневый налёт. Ну, конечно, обрядовер видит в этом ещё одну причину наращивать обряд – как же, надо же покаяться ещё и во внутренней нечистоте. Он даже не может предположить, что причина внутренней нечистоты именно в том, что вся вода ушла на помывку снаружи. А ведь Господь Иисус Христос именно об этом говорил!

Обрядовор – человек, который сокращает формализм в своей жизни за счёт Бога – ничем не лучше. Ведь он же сохраняет формализм, относящийся к своей личной жизни. Иначе это был бы не обрядовор, а отшельник, ушедший в пустыню от мира и заслуживающий всяческого уважения. Смешно в хрущобе щеголять в парчовой ризе? Смешно полтора часа молитвы читать? Допустим. Но тогда и чай пейте из пластиковых стаканов, а не из фарфора-фаянса. Церковнославянский архаичен? А пить водку и вино не архаика? Свой день рождения праздновать три часа с друзьями – нормально, а Рождество Христово праздновать полтора часа – слишком много? Ну-ну… Если ты такой уж враг формализма и внешних форм, так вынести из своей хрущобы финский сервант, молдавский ковёр, телевизор  и пятирожковую люстру, стены забели – и выйдет чудная часовня, она же келья, в которой можно и в парче молиться, и в рубище за ноутбуком работать.

НЕСКРОМНОЕ КВАРТИРНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Священник Ф.Людоговский (МДА) в 2013 года написал статью о "скромном христианстве". О том, что вот, в Финляндии православные и без храмов обходятся, что можно и по квартирам служить. Не прошло и двухсот лет с начала украинской штунды - чтения Библии и молитвы по избам - как до представителей госрелигии (некоторых) дошло, что можно жить по-человечески, а не по-государственному. О, конечно, это у них робкая гипотеза, не более! О, конечно, они ищут преценденты в Финляндии, а не у себя под носом в том же Киеве!! Ведь "свои скромные" - это гнусные тараканники-катакомбники-сектанты вроде меня, а чужие - это престижно, это по-европейски...

Ничего "скромного" в квартирном христианстве нет. Обычное православие. Если, конечно, не выкаблучиваться и не вводить женатый епископат, не венчать геев (совершенно неверующих, просто жаждущих формальности) и т.п. В Англии блумовский эксперимент - именно такой, и не случайно Бог отдал чекистскому православию их лондонский собор, а блумовцам оставил квартиры. Да, всенощные, соборования, молебны-панихиды - это все быстро исчезает, потому что оказывается абсолютно излишним. Именно то, что составляет 90% в государственной религии - вообще не религия, а чистый магизм. Так ведь об этом и Златоуст писал, и Хомяков, и Фудель, и Желудков. Ну, наши неофиты - ельцинский призыв в православие - всё это открывают заново и страшно удивляются.

Как зауряднейший представитель квартирного христианства с десятилетним уже опытом, скажу - особой специфики нет. Что народ редко исповедуется - так оно и в Европе так. Это от объема помещения не зависит, просто уровень образования выше у тех, кто делает религиозный выбор сознательно, соответственно, иначе и акценты расставляются. Все-таки у рядового членкора уровень рефлексии о мире и о себе повыше, чем у шестнадцатилетнего подростка, который с исповеди не вылезает. Ну, большинство где-то посередине. А исповедь, конечно, таинство и благодать, но прежде всего - рефлексия ("покаяние"). А это можно и наедине, враздробь. Благодать же и без меня, грешного, придёт и простит. Вот регулярность - это да, это важнейший фактор.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова